Заинтересовался Вашей доработкой подвески. До этого всегда водил японские авто, т.к. живу в Приморском крае. Но случилось так, что последнюю машину пришлось очень дешево продать, и сейчас из вариантов покупки есть возможность взять только kia rio в кредит. Либо совсем грустное авто, без уверенности что оно проживет без починки хотя бы год. Но это лирика. Очень разочаровался прочитав отзывы о малой энергоемкости подвески рио/соляриса, а увидев размеры заднего амортизатора, и извращенный способ его крепления - ужаснулся. После японского автопрома, где даже на Toyota Vitz(Yaris в Европе)
задние амортизаторы крепятся на концах торсионной балки, за ступицей, да еще и с внешней стороны балки, ближе к колесу. При этом стоят они вертикально вверх, упираются в чашку в верхней точке колесной арки, и имеют высоту в два! раза выше задних амортизаторов соляриса/рио.... По комфорту конечно Vitz даже на небольших 13" широких колесах на скоростях выше 130 на ровной трассе управляется страшно. Крены и снос. Хотя все предсказуемо. От ветра не шатает, при езде прямо руль можно отпускать, не уводит. Что ожидать от соляриса-рио с его странной конструкцией задней подвески, я не могу представить. Хоть на тест драйве рио я не заметил пробоев, но ехал очень аккуратно. Если сравнивать с теми дорогами, по которым на видео ездите Вы, то на тест драйве был идеально ровный асфальт. )) После просмотра видео с вашими поездками я удивлен, что на машине с такой конструкцией подвески можно ТАК гонять по ТАКИМ дорогам. Но, не увидел одной очень важной детали. Интересует как авто управляется на ровной трассе при перестроении. Если отпустить руль, то на прямом участке со скоростью 160 км/ч будет ли уводить руль? Какие на нем усилия, скорость реакции на руление? Что будет если сделать резкую змейку(вывернуть в левый ряд, и тут же сразу вернуться в правый) на такой скорости, при условии ровной дороги. Как рулевое ведет себя в затяжных поворотах? Предсказуем ли снос? Как реагирует авто на газ, тормоз при сносе? Нет ли потери управляемости в сносе? Все эти параметры очень сильно зависят от жесткости подвески, ее "зажатости". Помимо, конечно, ширины резины, и геометрических характеристик конструкции(кастор, колесная база, углы поворота, и т.д.) У Вас, судя по видео, энергоемкость подвески возросла значительно. Но не повлияло ли это на ее устойчивость к кренам в поворотах, управляемость на высоких скоростях при ровной дороге? Если интересно, то по качеству дорожного полотна, можете посмотреть фотографии дороги Владивосток-Артем
Оно практически идеально ровное, но из-за рельефа(сопки) постоянно дорога плавно гуляет вверх-вниз.
P.S. Интересно было бы прочитать отзыв профессионального тест пилота по вашей доработке, хотя понимаю, что в таком не особо коммерческом проекте это наивная фантастика. ) Пишу не с целью как-то раскритиковать Вашу работу, или чем-то задеть. Исключительно из интереса, подойдет ли мне, для моих условий эксплуатации(езда по ровной трассе с затяжными поворотами и резкими маневрами) такая доработка. Любая подвеска, на гидравлических нерегулируемых амортизаторах, при торсионной балке сзади, да еще макферсоне спереди - это компромисс. У Вас получилось удивительная управляемость на скорости при движении по тому что и дорогой назвать нельзя и это достойно восхищения. :) Надеюсь на Ваш ответ. -- Александр Ивахнишин
Александр благодарю за поставленные вопросы по существу. Я бы сказал ваше письмо культурное в сути своей имеет определённый красивый алгоритм изложение своих мыслей. Мне понравилось ваше письмо, поэтому с огромным удовольствием прокомментирую все ваши вопросы. Постараюсь так же красочно ответить и том же алгоритме изложения.
Задняя подвеска Toyota Vitz типичная полузависимая с поперечной балкой. Это бюджетная подвеска конечно она является компромиссной в своей сути. Это обусловлено её простотой и в то же время практичностью и простотой, удобством в обслуживании и потрясающей надёжностью, долговечностью работы и неприхотливостью в эксплуатации. Но скажите куда ещё может быть проще?
Подвеска почти независимая, то есть каждый рычаг может на определённый угол отклонятся практически независимо от другой стороны, и в то же время поперечина играет роль стабилизатора или можно сказать торсиона который уравнивает рычаги при прохождении поворота или совершении манёвра. Конечно сказать что такая конструкция лёгкая это не так, балка имеет достаточный вес, но она надёжна. Длинноходные амортизаторы установлены вертикально и они полностью исключают раскачку кормы, позволяя длинной подвеске хорошо отрабатывать все препятствия. Многовитковые длинные пружины делаю подвеску эластичной комфортной, подвеска легко глотает любые препятствия от мелочёвки до больших неровностей без пробоя и раскачки. Но так ли всё хорошо в этом? Давайте проведём исследование.
Такая подвеска позволит ехать достаточно быстро по неровной дороге по разбитой дороге по колдобинам и ямам. Но Ровный асфальт,скорость возрастает, горный серпантин. И тут эта подвеска показывает свою ватность. Перепады уровня, повороты, шпильки. и на скорости это выполнять страшно. Почему? Резкое перераспределение массы автомобиля ход подвески длинный соответсвенно длинные многовитковые пружины легко прогибаются с одной стороны с другой наоборот разгружаются и вытягиваются, а поперечная балка не может достаточно сопротивляться скручиванию образуя разницу угла отклонения рычагов. При этом возникает неприятный крен кузова, но это пол беды. когда возникает крен рычаги полузависимой подвески выворачиваю колёса меняя их наклон по отношению к поверхности трассы то есть ставят их на ребро. При повороте налево возникает крен в право. Правый рычаг поднимается сжимая правую пружину, а левый рычаг опускается разжимая левую пружину. При этом правое колесо заваливается на право на внешнюю сторону. Пятно контакта уменьшается смещаясь на внешнее ребро колеса. А левое колесо заваливается во внутрь верхней частью так же ставит резину на внутреннее ребро снижая пятно контакта. И так же если манёвр в противоположную сторону.
Чем круче поворот, чем выше скорость тем более реальна потеря полноценного сцепления колеса и дроги из за изменения пятна контакта. Более того этот параметр не постоянные и зависит полностью от скорости и угла поворота, а так же перепада высоты. Это и создаёт не предсказуемое поведение машины, поэтому ехать быстро интуитивно не хочется. От части это есть и У Киа Рио и У Соляриса. Подвески схожие, только ещё добавляется эффект угла крепления амортизатора ухудшающий параметры подвески.
Потому конструкция такой подвески среднячок. на ровных участках без резких перестроений и манёвров Со всеми плюсами и минусами. Потому подвеска валкая в горах на серпантинах с ней чувствуешь за рулём себя не достаточно уверенно, ехать быстро нельзя, очередной поворот на скорости может очень,очень хорошо взбодрить непредсказуемостью поведения авто, после этого на отрез не хочется разгоняться. Приходится держать себя в постоянном напряжении а это утомляет. И это про заднюю подвеску Toyota Vitz и в какой то степени про подвеску Логана, Стоковую подвеску Соляриса Киа Рио, Киа Церато, Киа Венга, Хёнжаи Элантра, Киа Коур. Разность только в классе массе машины и разного центра тяжести, от этого параметра также многое зависит.
И так вопрос ответ.
Но вернёмся к вопросам по переделанной мной подвеске. У меня три варианта, но конструктивно они похожи и свойства у них очень близкие. Универсальная с небольшим подъёмом в 15 мм Кросс с большим подъёмом 18-20мм и "Сельский вариант" подъём 25-28 мм После просмотра видео с вашими поездками я удивлен, что на машине с такой конструкцией подвески можно ТАК гонять по ТАКИМ дорогам. Но, не увидел одной очень важной детали.
1. Интересует как авто управляется на ровной трассе при перестроении.
Управляется как игрушка. Без вышивания, с полной уверенностью и чувством полного контроля над каждым действом будь то поворот руля или реакция на педаль газа.
2. Если отпустить руль, то на прямом участке со скоростью 160 км/ч будет ли уводить руль?
Это зависит от погодных условий, боковой ветер в любом случае уводит. Если руль бросить. В нормальных условиях на ровной трассе это стрела!
3. Какие усилия на руле?
Усилия на руле таковы что великолепно чувствуется обратная связь на любой скорости, при нарастании скорости руль немного тяжелеет.
4. Скорость реакции на руление?
Вопрос сладкий как мёд! Такая как будто руками щупаешь дорогу. На миллиметр и миллиметр получишь, на дюйм получишь дюйм. Бросок кобры и машина повторяет точь в точь то что вы от неё ждёте и даже более того. Это можно сравнить с восторгом. И это знает тот кто управлял такой машиной. В душе они все улыбаются другим участникам движения.
Лучше один раз увидеть реакцию человека она не поддельная!
Скорость реакции на руление мгновенная и чёткая где есть внятные грани которое чувствуешь всем нутром, от этого хочется петь и давить на газ потому что управление прозрачное и понятное обратная связь великолепная.
5. Что будет если сделать резкую змейку(вывернуть в левый ряд, и тут же сразу вернуться в правый) на такой скорости, при условии ровной дороги.
Думаю лучше увидеть чем объяснять. Машина легко рулится на любой скорости и манёвры выполняет в лёт.
6. Как рулевое ведет себя в затяжных поворотах? Предсказуем ли снос?
если скорость высокая то всё что в салоне не закреплено обязательно прилипнет от центробежной силы. Машина идёт как утюг всеми четырьмя колёсами, создавая достаточную перегрузку чтобы удержаться на сидениях. Крена практически нет. если поворот затяжной может просто голова закружиться, но если вы гонщик то будите давить на гашетку до 190 и она будет держать поворот при условии ровного асфальта. Снос предсказуем. Машина очень хорошо рулится в управляемом заносе. вернее сносе все 4 колеса не срываются а плывут на внешний радиус, но это надо очень постараться, быть сорви головой при этом скорость может быть далеко за сотню конечно зависит от угла поворота . Есть чёткая грань которая регулируется газом. чуть больше снос меньше плавное сцепление без рывков и выпадов. Это подстёгивает к быстрой езде. Это создаёт состояние полёта над дорогой. Полный контроль над заносом и даже если есть ямы и препятствия машина пролетает их не теряя полностью сцепления и без снижения управляемости.
7. Как реагирует авто на газ, тормоз при сносе? Нет ли потери управляемости в сносе?
Реакция на увеличение газа это утюг, машина начинает плыть наружу всему четырьмя колёсами, и чем сильнее газ тем сильнее смещение юзом по внешнему радиусу поворота. Под сброс газа машина перестаёт плыть плавно обретая сцепление с дорогой. Тормоз в повороте так же как и на прямой. АБС срабатывает не даёт увода. Если бить по тормозу резко то на мгновение может быть сползание но потом оно уменьшается и прекращается. Нет резких перемен.
8. Нет ли потери управляемости в сносе?
Управляемость в сносе от начала и до конца полностью под контролем. С этим можно играть как с игрушкой если конечно есть такие повороты без движения транспорта и не жалко резину. Это приятно, мощности бы ещё кобыл 80-100 добавить и тогда это была бы сказка! А в стоке мощность мотора нельзя реализовать на все сто потому что подвеска не позволяет себя чувствовать уверенно за рулём. Её параметры пляшут. Переделанная подвеска очень стабильная и сбалансированная во всех отношениях.
9.Все эти параметры очень сильно зависят от жесткости подвески, ее "зажатости"
Не всегда это так. Разве можно назвать последнюю подвеску Соляриса или Киа Рио сбалансированной? Она действительно жёсткая, зажатая, но она не даёт такой уверенности в управлении, машина не стабильна на высоких скоростях, а на низких подвеска практически не работает, особенно на мелочёвке. Но это не трактор это легковая машина, у неё должны прогибаться пружины она должна амортизировать на мелочёвке и не пробиваться на больших ухабах. Конструкция моей модернизации позволяет это сделать. Подвеска не жёсткая, она не бьёт в позвоночник, но энергоёмкая и в тоже время позволяет полностью чувствовать дорогу, уверенно держать кузов в поворотах. Легко управляется в заносе.
10. Помимо, конечно, ширины резины, и геометрических характеристик конструкции(кастор, колесная база, углы поворота, и т.д.) У Вас, судя по видео, энергоемкость подвески возросла значительно. Но не повлияло ли это на ее устойчивость к кренам в поворотах, управляемость на высоких скоростях при ровной дороге?
Моя разработка сделана на стандартной резине Кумхо. И при этом легко набирает и держит машину на скорости до 200 км ч. И это на самом мягком "Сельском варианте"
Что касается энергоёмкости подвески, да она резко возросла, но не на пустом месте, потребовался подъём 15-20-25 мм в зависимости от комплекта. Чудес не бывает но это позволило увеличить ход на сжатие подвески. Теперь подвеска может легко глотать неровности. Нет на устойчивость не повлияло. Скорость не столь велика что пару сантиметров сильно влияют на устойчивость. Но стабилизатор на задней балке позволяет создать правильное сопряжение передней и задней подвески в поворотах, при перестроении, при боковом ветре и встречной фуре, Автомобиль имея переделанную подвеску стабильно держит дорогу во всех дорожных условиях.
11. Если интересно, то по качеству дорожного полотна, можете посмотреть фотографии дороги Владивосток-Артем.Оно практически идеально ровное, но из-за рельефа(сопки) постоянно дорога плавно гуляет вверх-вниз.
Ну если у вас сильный желудок и вы не боитесь резкой перемены высоты и поворотов главное чтобы не стошнило, это может быть из за раскачки но в данном случае её нет, от резкой перемены позиции. такое может быть. Если с этим всё нормально, дорога свободна и вы мастер спорта по вождению. Подвеска позволит ехать так насколько хватит мощности двигателя и вашего желания здоровья и воли. От провалов до подъёма как на скоростном лифте дух захватывает. Конструктивно машина послушна во всём, по человечески надо знать меру. Меру себя. То есть это другой фактор здоровье. Но мы же рассматриваем только техническую сторону. Мастеру понравиться, только мощности маловато для настоящего драйва. Опять же повторюсь не в коем случае я не призываю к агрессивной быстрое езде. Говорю просто про параметры подвески просчитанные на огромный потенциал. Она одинаково хороша как на малой так и на большой скорости. Только на большой скорости у неё вырастают крылья.
12. P.S. Интересно было бы прочитать отзыв профессионального тест пилота по вашей доработке, хотя понимаю, что в таком не особо коммерческом проекте это наивная фантастика. )
С удовольствием пригласил бы на испытания автомобиля с изменённой подвеской профессионального тест пилота. Но проект действительно небольшой и производство как такового нет.
Кустарное малое производство ручная работа. Объёмы небольшие. Но тут дело в конструкции. И возможно что придёт время и я приглашу независимых экспертов для испытания. До и после. Водителей профессионалов, и возможно спортсменов из авто спорта. Это было бы очень интересно. Но всё впереди.
Огромная благодарность Александру Ивахнишину за достаточно интересные вопросы которые затрагивают особые нюансы в изменённой конструкции подвески, в этой статье ваш покорный слуга дал достаточно исчерпывающий ответ.
Повторю ещё раз, полный комплект даёт все возможное преимущества которые необходимы автомобилю для стабильной работы подвесок.