Начало было ещё тогда когда на первой моей машине Солярис 2011 года уже стоял комплект "Извозчик" И всё в принципе устраивало. Но хотелось большего. Передняя подвеска с родными амортизаторами на тот момент мягкими имела отбой при вхождении в большие ямы или диагональное вывешивание. Задняя Подвеска была удовлетворительная особенно в прегруженном состоянии. Пустой автомобиль был более жёстким чем в стоковом варианте. Хотелось заднюю подвеску сделать мягче. В то время у меня стояли кронштейны под чашками пружин. Амортизаторы при этом стояли строго вертикально.
Это было хорошо для ликвидации раскачки, но при этом значительно снижался ход подвески и было трудно подобрать баланс между комфортом и устойчивостью. С устойчивостью было всё отлично а вот комфорт желал лучшего.
По этому я стал думать как можно это решить. Необходимо было установить длинноходные амортизаторы. Но как и куда? Места для них не было, лонжерон прямой колесо близко к лонжерону. Опускать низ амортизатора ниже не куда. да и места как такового мало. Вертикально можно было бы установить. Но для этого необходимо было вырезать в днище окно и изготовить нишу для крепления амортизатора. И это всё на новенькой машине. На иномарке! Это шаг неординарный! Я долго метался и спрашивал совета у технически подкованных товарищей. Решать конечно мне. Но идея реалистична. Но остановило меня одно. Ну сделаю я это себе. Какая польза для других? Кто захочет резать кузов и делать прибамбас для крепления амортизаторов. Я понял что это тупиковое решение, а потом это не просто вмешательство. Это варварское вмешательство на уровне колхоза! Нет конечно это можно сделать всё очень красиво и профессионально. Но у меня не было опыта ни средств для реализации данной идеи. И самый большой минус это то что смогу максимум изменить у себя. И даже если это получится и пройдут ходовые испытания. Сами для себя вряд ли владельцы решаться такое сделать. На тот момент у меня были уже обычные кронштейны которые изменяли угол наклона амортизатора до вертикального. В то время была проблема с раскачкой кормы и она была решена. Но я ставил сверх задачу увеличить плавность хода. Сделать заднюю подвеску более эластичной и энергоёмкой. И стал прикидывать как это сделать. Я изучал заднюю подвеску Рено Меган. Там амортизаторы стоят так же под наклоном. Их передняя часть смещена к переду от задней оси, а задняя часть вынесена за чашку следовательно за ось. Итак получается что амортизатор под наклоном но он длинный. И работает на больший ход, хорошо гасит колебания. Я купил амортизаторы ваз 2106 масляные. И стал думать куда их приложить. Залезал под машину, прикладывая к кузову искал место как и где установить. Думал что для этого необходимо. И вот у меня возник канцепт. Решение не стандартное. Амортизаторы в этом положении имеют больший угол наклона. но при этом они расположены нижней частью за чашкой пружины а верхняя часть вынесена на зад и крепление произведено через лонжерон. Вот рисунок того времени.
Завершился 2011 год и в начале 2012 года я стал думать как воплотить идею в жизнь. На дворе зима. А желание пуще неволи. Изготовил нижний кронштейн из экспериментальных кронштейнов
Делал из этих кронштейнов. Вернее изготовил лишь один кронштейн на правую сторону. Прикрутил к чашке. Кронштейн был развёрнут ровно на зад проушиной. После этого установил Вазовский масляный амортизатор нижней частью в кронштейн и стал прикидывать как закрепить амортизатор в верху к лонжерону. Для этого использовал лист железа 2.5 мм их которого сделал хомут облегающий лонжерон. к нижней часть приварил две проушины для крепления амортизатора. А в полу багажнике просверлил 4 отверстия. на сквозь. Дно багажника в этом месте двойное! Просверлил и хомут. закрепил хомут с помощью мебельных 4 болтов М-8 Теперь надо было установить амортизатор. Прежде всего я прокачал амортизатор. После этого установил его на машину. С одной стороны амортизатор поставил в стоковое положение в другой стороне стоял длинный Вазовский амортизатор позади оси. И вот начал испытания. После обеда выехал за двор. На улице март 2012год. на дороге снег и небольшой морозец. первые стони метров показали что раскачки практически нет. Даже с одним длинным амортизатором. И машина шла мягко легко глотая препятствия. Единственно что досаждал стук. Он был либо во втулке крепления амортизатора либо стучали сами клапаны в амортизаторе и это было хорошо слышно. Но при этом машина шла по дороге шикарно. Мягко и без раскачки. В то время у меня не было достаточно опыта и назревала новая более простая идея с переносом амортизаторов на кронштейны в которых есть регулировка жёсткости подвески в 4х положениях. Кронштейны "Универсальные". В то время это было простое и практичное решение не требующее коренного вмешательства в конструкцию. Потом были другие разработки по этой более простой схеме. И вот прошло больше 4х лет и я вновь вернулся к данной конструкции крепления амортизаторов. Но теперь у меня был огромный опыт этих лет. Я занимался испытаниями новых комплектов "Кросс" "Сельский вариант" "Спорт" "Природа" "Спорт-DS". И на каждом этапе от каждой конструкции я брал по частички всего самого передового. Это нельзя объяснить, И наверное всё точно показать как и в чём. Словно это сокрыто в каждом конкретном комплекте. И каждый имеет свою изюминку.
"Кросс" это сбитый плотный и устойчивый бегун. Он легко глотает кочки. Отлично выполняет все манёвры, не имеет раскачки. Он надёжный друг который всегда выручит из трудной ситуации. Как бы тяжело не было вывезет. Прозрачное управление и тихая работа подвески. Удержание постоянного клиренса даже при больших динамических нагрузках. Это важный показатель при преодолении препятствий и при движении по грунтовке.
"Сельский вариант" Это трудяга, он простит вам если вы не заметили препятствия. При этом кузов не будет судорожно прыгать на каждой неровности. Мягко вальяжно покачивая приносит удовольствия от управления. И там где прыгают другие проходящие машины "Сельский вариант" приятно удивит. Так же и на скорости он просто пролетает все неровности, создавая впечатления утюга. который расправляет складки дороги. Сельские дороги стихия этого комплекта. Теперь с большим клиренсом можно смело съезжать с асфальта. Выезжать в лес на природу за грибами, на отдых, рыбалку, охоту. Конечно насколько может позволить машина с моноприводом.
Комплект "Спорт" в последствии "Спорт-DS" Это отличная устойчивость и управляемость. Это хорошая энергоёмкость на слабо заряженных пружинах. Потрясающая управляемость и способность стоять на дороге на любой скорости на стоковой резине! Благодаря открытию в этом комплекте появилось новое что легло в основу комплекта "Армата"
Комплект "Природа" Это старый добрый малый. Симбиоз комплекта "Извозчик" и "Кросс" из которых взято самое лучшее и воплощено в этом комплекте. Повышенная проходимость. Отличная устойчивость. Отличная стойкость подвески к пробою. Оптимальный подбор параметров. Устойчивость, управляемость, стойкость подвески к пробою, большая грузоподъёмность. основой этого комплекта является сбалансированность. Отличное сопряжение всех узлов позволяющее получить наилучшие параметры подвески.
Но была мечта сделать нечто. Что бы победить стереотипы, что не может быть хорошего во всём. Если скорость то это жёсткость. если мягкость то это валкость, если проходимость то плохая устойчивость. Как соединить в себе все самые лучшие качества? Как построить наилучшее сопряжение сил чтобы в нужный момент действовала именно та сила которая необходима? Это сложно? Прежде задумывался ещё один комплект "Алмаз" но он был на прежней базе. И в серию не пошёл. Он морально устарел. Алмаз был бы проще прежних комплектов и легче в изготовлении. Но мы не ищем лёгких путей. И вот "Армата" одноимённое название как у новейшего Российского танка. Почему так? По параметрам, по внедрению всего самого передового. Так же и в этом комплекте. Работа подвески в виртуальной системе джостик. Где в основе выстроин ряд сил. Каждая сила сопряжена с другой таким образом что в нужный момент срабатывает то что необходимо при конкретной ситуации. Причём автоматически. Это механика + кинематика. Пружины, правильно подобранные, втулки увеличивающие ход передней подвески. Задние кронштейны с длинными амортизаторами установленные под рациональным правильным углом при котором работа подвески получается реастативной с изменяемым замедлением разжатия. Клиренс в 200 мм. Делает машину поистине проходимой. Несмотря на солидный клиренс машина не валкая на ходу. Легко держит скорость 195 кмч при этом дорога не обязательно должна быть как стекло гладкой. кочки ухабы волны не проблема. Благодаря правильному распределению сил машина с комплектом "Армата" очень устойчива. "Армата" это универсальная платформа для других комплектов. Это может быть разный клиренс от 170 до 200 мм. разная величина хода подвески. И многие другие параметры.
На данный момент происходит завершающий этап испытания и доводки комплекта "Армата" пока два вида "Армата-А" и "Армата-В" Первый это более мягкий вариант. Второй грузовой. И тот и другой вариант имеет достаточный комфорт. Остальное говорит за себя. Разработку комплекта "Армата" я начал летом 2016 года.
Продолжение следует
Изготовление деталей комплекта и начало испытаний.
Вначале я долго думал как правильно расположить задние амортизаторы. Использовал амортизаторы задней подвески от классики. Изготовил кронштейны и начал монтаж.
Но это было совсем не просто. для монтажа задней подвески "Арматы" необходимо снимать задний бампер. Я это совместил с установкой фаркопа.
Бампер снял, теперь необходимо было пробовать устанавливать кронштейны на чашку амортизаторов а так же кронштейны на лонжерон.
Нижние кронштейны установил без проблем.
А при установки верхних кронштейнов пришлось подгонять и усиливать крепление фаркопа. Так же пришлось изменить крепление выхлопной трубы. Резинка здесь стоит по другому.
Подвеска была собрана. Аомртизаторы масляные Вазовские длинноходные.
Начались ходовые испытания. Выяснилось что задняя подвеска стала очень комфортной. Но при загрузке на скорости начиналась раскачка кормы. Это ухудшало устойчивость и управляемость машины. Это особенно было заметно на полностью гружёной машине.
После этого я просто добавил в стоковые места амортизаторы L- 000
Этим несколько укоротил ход подвески. Но проблема раскачки решилась. Но по два амортизатора на колесо это слишком. Необходимо было подобрать амортизаторы более упругие на растяжение не боящиеся наклона и нагрева. Поэтому я решил использовать вначале газо-масляные амортизаторы "Каяба" в последствии амортизаторы "Хола". И те и другие решили проблему раскачки. Далее мне необходимо было улучшить устойчивость и надо было разместить стабилизатор с новым комплектом.
И вновь макетирование. Изготовление шаблонов и по шаблонам подгонка кронштейна под стабилизатор.
Собрать, разобрать, и снова собрать. Так чтобы всё подходило. И крепление было корректным.
Наконец решение найдено. Изготовлены специальные кронштейны для стабилизатора. Но и сам стабилизатор в этом комплекте был не стандартным.
Наконец всё было установлено.
Передняя подвеска так же имела коренные изменения. Главное подход в выборе пружин. Первые пружины были были Вазовского производства с толщиной прутка 12.5 мм и семью рабочими витками. пружина была сильно заряжена и поэтому на кочках наблюдался отбой подвески. Надо было искать другие пружины. Нельзя пружину зажимать изначально она теряет часть энергии при сжатии и работает уже не на полную силу. Да и сопротивление имеет другие свойства. Необходимо было найти другие пружины более мощные чтобы их сделать менее заряженными. И ими оказались пружины задние Ваз на Шеви ниву с толщиной прутка 13.5 мм В первом варианте и во втором варианте более мягкие 13.1 мм. При предварительном расчёте. я оставил 6.3 витка. Но и это не всё на шток стойки изготовил втулку высотой 11 мм.
которая позволила увеличить ход подвески на отбой.
при этом сама пружина в стойке имеет небольшой преднатяг она эластична. Но при этом пришлось принести в жертву часть резьбы крепления стойки.
Но этого вполне хватит. Только колпачок резиновый теперь не держится
После этого начались ходовые испытания по полной программе. Сначала комплекта А потом комплекта В.
Ходовые испытания.
Армата это новый подход клиренс 200 мм эта подвеска позволяет ездить по разным дорогам. И испытания я проводил по полной программе. Они делились на несколько этапов разбросанных по времени, чередующихся по условиям и по разным параметрам. Основной уклон был сделан на практичность стойкость подвески к любым дорожным условиям.
1. Скоростные тесты . Несмотря на то что "Армата" имеет большой рост, это практически "Кроссовер" даже более того многие паркетники могут позавидовать такому клиренсу. Но несмотря на внушительный рост "Армата" отлично стоит на дороге чётко управляется на любой скорости.
И так всё об испытаниях которые проходили и сейчас проходят в разных дорожных условиях. Они не однородны и разбросаны по времени. Но я соберу всё по классификации.
Скоростные тесты Когда прототип уже получил своё обозначение а Именно "Армата-А" с более мягкими пружинами и другим стабилизатором и его креплением. Начались испытания.
первый скоростной тест. Достигнута скорость 170 км ч. управляемость хорошая. отличный уровень комфорта в салоне. Подвески работают мягко. Кочки на дороге практически не чувствуются. Повороты проходит практически без крена. Обгон перестановка лёгкие. Машину не бросает по дороге она не боится колеи.
Скоростной тест при сильном боковом ветре 12 м.с скорость 160 кмч. Если бы не знал что боковой ветер. Машина идёт отлично. На встречу фура, видно как наклоняется её прицеп. Ветер чувствуется только тогда когда в посадке возникает окно и машину немного ведёт в сторону очень легко вправляется это без рывков и сброса скорости 160 км ч! Руль просто немного повёрнут в сторону откуда дует ветер. Рулём не надо вышивать и искать дорогу. Скорость 170 .волна на дороге при подлёте машину немного стаскивает в сторону. но при приземлении вновь коррекция рулём и машина прекрасно слушается управление прозрачное.
Тест второй. Испытание скоростью. Это получилось случайно. По трассе Рудня-Жирновск. Передо мной ехала машина Ситроен новенький. Но выглядел он как Лексус.
Его подвеска была безупречна. На полицейских слегка подпрыгнул быстро проехали посёлок. Легко перекатился через рельсы и мгновенно превратился в точку. Я решил провести скоростной тест на выносливость и сел ему на хвост. скорость 160- 180 машина за которой я ехал прекрасно держала дорогу. Но и мая также не уступала. если только по мощности двигателя. Раскручивал я его до 6 тыс на 5 передаче и соответственно скорость была до 195 км ч. При этом я догонял машину. Поворот на скорости 120 км ч подъём 4 передача на ручном переключении газ в пол. двигатель на максимуме но я не отстаю. Все манёвры чётко выполняю за дивной машиной. Наконец показался Жирновск карьер. дорога тут не самая хорошая. Ситроен снизил скорость и я его обогнал.
Целью перед собой не ставил этого. Но очередной раз получил доказательства устойчивости машины с Этим комплектом на пограничных скоростях.
Машину такую видел в первые. Подвеска у неё отличная и дорогу она держит очень достойно в прочем как и моя машина с комплектом "Армата-А"
После ряда скоростных испытаний решено было проверить второй вариант. Подвеску с боле мощными пружинами. Она получила обозначение "Армата-В" Разница в толщине прутка передних и задних пружин. Пружины Более стойкие и более жёсткие. Но благодаря большому количеству витков и большому диаметру пружин. Они оказались очень эластичными. Так же необходимо было придумать крепление в одном блоке и под стандартный уже изготавливаемый стабилизатор. Это не простой шаг. но очень важный который даёт возможности сделать не только образец но и создать матрицу и по ней изготавливать новые детали. Сказано сделано. Вновь закипела работа.
Сначала шаблоны. макеты потом пробные детали. И вот наконец получился готовый продукт. Кронштейны ласточкин хвост.
Получились такие необычные кронштейны.
После этого монтаж на машину. кронштейн крепится тремя болтами. Он же удерживает амортизатор и стойку стабилизатора.
После установки комплекта. Мне предложили бесплатно пройти диагностику подвески. При этом не было выявлено каких либо отклонений от нормы.
Вновь начался второй этап испытаний. Это проходимость по сложным грунтовым дорогам.
Так же проводил скоростные тесты заезды по грунтовке. Разгон до 120 км ч.
Машина чем то напоминает танк. идёт по грунтовке очень мягко поднимая за собой клубы пыли. Повороты, ложбины, волны, стыки всё отрабатывается на отлично. Я это же самое испытывал когда ехал за рулём "Дастера" Но Солярис не Дастер. Солярис легковая машина.
Испытания грунтовкой провёл по полной программе. После этого начался новый этап испытаний. испытания на грузоподъёмность. В багажник машины со сложенными сидениями был уложен балласт в виде мешков с "Волмой2 общий вес которых составил 250 кг.
При этом я забрался на фарком и попытался раскачать машину так чтобы было касание отбойниками. Но этого не произошло как я ни старался. По ухабистой дороге повёз данный груз. Машина шла мягко и полицейские вообще не были ощутимы
Левый рычаг подвески
Вот так выглядит машина подгруженной.
И вновь испытания и скоростные тесты.
С женой решили съездить в Елань дорога там до Вязовки хорошая. После постоянных коротких поездок по городу ехать быстро не хочется и даже скорость 60 кажется быстро. Через несколько километров привыкаешь и вот скорость 110 км. расход при этом 6.8- 7 литров на сотню. Не доезжая Вязовки нас легко обгонят белый Солярис. Но я то дорогу знаю. За Вязовской асфальт я бы сказал кариес сплошной. машины здесь едут по обочине снижая скорость. Ну для меня белый Солярис как маяк. Он удалялся. Но мне стало интересно как же он будет ехать по этой дороге. И я его догнал. Скорость 120, он метался в поисках хорошей дороги. и не пропускал на обгон.
Тормозил и снова пытался уйти. Было видно как кидает его машину. Наконец я не стал долго дожидаться выжал педаль в пол и без особого усилия стал делать обгон. я видел как водитель судорожно вцепился в руль и его удивление и изумление как я не объезжаю препятствия. Скорость 140 и Солярис остался далеко позади. Лишь лёгкое дрожание кузова. Машины едут по обочине поднимая пыль. Мы несёмся по "Асфальту" со скоростью 140 км ч подвески отрабатывают тихо. Я поворачиваю руль в право в лево. машина чётко выполняет все мои пожелания. Жене говорю. Тут же плохая дорога была. Она говорит. Здесь плохая дорога! И вот вереница ползущих Камазов и встречная машина снижаю скорость до 30 км ч. и теперь начиная понимать что тут колдобины ямы надолбы. кузов слегка покачиваться. Встречная машина прошла. Снова педаль в пол. Машина быстро набирает скорость и дорога снова становится струной. И вот уже Елань. Заехали на заправку. При выезде вновь увидели белый Солярис который нас обгонял. Водитель голову свернул разглядывая нашу машину.